Уважаемые родители, обучающиеся, учителя!
В МБОУ «СОШ № 84» работает служба примирения (медиации).
Школьная служба примирения (ШСП) – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения и учащихся, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Медиация – примирительная процедура, в основе которой лежат переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам. Медиация не требует выработки односложной позиции «черное – белое», а допускает принятие различий в точках зрения, в интересах сторон.
Медиатор – посредник между участниками конфликта. Он не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.
Цель нашей службы: создание условий успешной социализации несовершеннолетних, снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
ШСП работает по запросу:
- Родителя;
- Обучающихся;
- Учителя;
- Классного руководителя;
- Администрации школы.
Руководитель ШСП в МБОУ «СОШ № 84»: педагог-психолог Маскаев А.Е.
Обращаться в кабинет психолога.
Медиатором-волонтером может стать любой ученик 6-9 классов, который желает научиться помогать решать проблемы сверстников.
Участие подростков в деятельности ШСП создает условия для реализации их социальных, лидерских потребностей и содействует успешной социализации. Владение процедурами медиация помогает подросткам договариваться и исправить ошибки, восстанавливать отношения и самостоятельно компенсировать нанесенный ущерб, способствует повышению самооценки и самоуважения подростков, росту их способности к самоконтролю и пониманию своей ответственности.
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ:
Телефон доверия:
8-800-2000-122 или 124
Онлайн-помощь детям и подросткам:
https://telefon-doveria.ru
Бесплатная кризисная линия доверия:
8-800-333-44-34
Телефон доверия г. Томска:
54-46-85
*Не знаю с чего начать: как подготовиться к первому звонку на номер телефона доверия
8-800-2000-122:
https://telefon-doveria.ru/ne-znayu-s-chego-nachat-kak-podgotovit-sya-k-pervomu-zvonku-na-nomer-88002000122/
Онлайн-помощь детям и подросткам:
https://telefon-doveria.ru/onlajn-pomoshh-detyam-i-podrostkam/
Как распознать признаки суицидального поведения у ребенка:
https://telefon-doveria.ru/kak-raspoznat-priznaki-suitsidal-nogo-povedeniya-u-rebenka/
Кибербуллинг и травля в сети:
В России открыта специализированная горячая линия по проблемам кибербуллинга.
Позвонив на номер 8-800-500-24-11, можно получить консультацию психолога, который имеет опыт помощи тем, кто столкнулся с агрессией в сети, контакты юристов и профильных некоммерческих организаций, которые смогут помочь.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»
Уважаемые родители!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Практические советы
1. Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее.
Стили поведения, которых должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у вашего единственного сына или дочери не возникало сомнений в крепости родственных отношений, если решаете конфликт между вашим ребенком и его приятелем.
Рекомендации родителям «Как себя вести в конфликте с ребенком»
1. Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что ….?) или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.
2. Четко сформулируйте, чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок. К примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».
3. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составления письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (вместо уборки в комнате – сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).
4. Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия. Будьте гибкими, если желаете достичь главного – разрешения конфликта.
5. Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям, желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто – то был не совсем искренним и на самом – то деле предложенный выход из ситуации кого – то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию.
Предупреждение детско-родительских конфликтов
Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:
Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
Стараться понять требования ребенка.
Помнить, что для перемен нужно время.
Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
Проявлять постоянство по отношению к ребенку.
Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
Одобрять разные варианты конструктивного поведения.
Совместно искать выход путем перемены в ситуации.
Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».
Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.
Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.
Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.
Использовать положительный пример других детей и родителей.
Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
Для предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:
1. исключайте столкновения родителей и детей, так как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;
2. делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость;
3. научите ребенка справляться со своим гневом;
4. применяйте все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;
5. предупреждайте конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать;
6. основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь;
7. эффективно используйте стили поведения в конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства.